Учимся рассказывать

Рис1.png

  Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь имеет две формы: 

  • диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми);
  • монологическую (речь одного человека).

 Каждая из них имеет свои особенности. 

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Она требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.

Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослыми, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед …. Что? (репку)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили- были дед да баба». Кто жили-были? (ответ ребенка.). «Была у них курочка Ряба». «Кто у них был?»

После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Калинкиной и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текса.

На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.

Рис2.png

В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретает особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т.е. помогающим рассуждать. Например, в беседе по сказке К.Д. Ушинского «Умей обождать» можно спросить: «Как курочка относилась к петушку, правильные ли совета она давала ему? Почему петушок не хотел обождать…».

Внимание ребенка надо привлекать и к средствам выразительности языка: «Как лиса уговаривала петушка выглянуть в окошко? Какие слова она ему говорила?» Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки поведения, а затем формируется план в виде указаний. Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» можно дать такие указания:

Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться.

Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал.

После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?»

Рис3.png

Одно из самых любимых занятий малышей – рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить ребенка к высказыванию, составлению описательных рассказов. 

Например:

Посмотри, какие у кошки глаза? (Зеленые). А шерстка? (Мягкая, серая).

Если ребенок затрудняется, взрослый начинает сам рассказывать: «Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка». А потом просите ребенка повторить рассказ, как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текса.

На первых порах очень важен выбор игрушек для рассматривания и составления рассказа. Игрушки должны быть с ярко выраженными характерными особенностями (цвет, форма, размер), создавать настроение. Малышам целесообразно предлагать не статичную красивую куклу, а куклу-малыша, протягивающего к ребенку руки, или зайца, который чем-то огорчен и готов заплакать, или важного утенка в берете. Такие игрушки привлекают своей необычностью. Ребенок безошибочно реагирует на них: утешает плачущего зайца, берет на руки и ласкает малыша, копирует позу утенка. Но осмыслить и выразить эту необычность словами (неуклюжий, смешной) ребенок еще не умеет, и здесь на помощь ему приходят вопросы взрослого: «Отчего грустит заяц? Чего он хочет? Почему на утенке берет?»

При обучении описанию хорошо использовать загадки. Так взрослый сначала загадывает загадку, например: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком», а потом показывает ребенку соответствующую картинку.

Более старшим детям можно предложить сравнить две игрушки (например, две куклы). Но прежде, чем сравнивать, ребенок должен внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются.

Ребенок данного возраста может для составления рассказа пользоваться небольшим планом: «Сначала расскажи, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть». Постепенно план можно усложнять, добавить такие вопросы, как «Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?».

49e99ef9-c398-5b6c-ac01-de92ba1a2b10.png

Если совсем маленький ребенок учится только отгадывать загадки, то ребенок пятого года жизни может уже сам составлять загадки на основе образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом».

Далее можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по набору игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию. Для рассказа вначале надо отобрать 2-3 игрушки, чтобы ребенку было легче составить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. Например, предложить ребенку такой набор: девочка, грибок, корзина, елочка, ежик. Пусть он подумает, что может произойти с девочкой в лесу, кого она может встретить. Взрослый для образца сначала сам придумывает рассказ. А затем можно предложить это сделать ребенку. Пусть ребенок для начала просто повторит рассказ взрослого. Но постепенно следует переходить к составлению рассказа ребенком самостоятельно.

  После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:  

  • В название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например: «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз»
  • Сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»
  • Предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления.

  Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе. 

80e182a2806f0fe1886f9755ff2eacaf.png
Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть